15 Декабря 2023
📖 Время на чтение ~ 5 минут
Самая большая ошибка стартапера - сделать продукт, который никому не нужен. Но еще большей ошибкой будет потратить на это много времени и ресурсов.
Все мы знаем истории успешных компаний и их основателей студентов-вундеркиндов, которые воплотили свою идею и стали фаундерами корпораций и мультимиллиардерами. Но на каждую такую историю приходятся сотни и тысячи историй провалов.
По статистике 9 из 10 стартапов умирают в первый год существования. Происходит это чаще всего потому что продукт, в который основатели вложили много времени, энергии, денег, просто оказался никому не нужен. Не смогли найти свой Product Market Fit (соответствие продукта рынку), а ресурсов чтобы поддерживать продукт или переделать уже не осталось. Проект закрывается.
Для того чтобы вы не повторили этот неудачный опыт, в этой статье я расскажу про подход Lean Startup (бережливый стартап). Данным подходом я пользуюсь при запуске своих стартап проектов, проектов своих клиентов, а также стараюсь рассказывать всем, чтобы как можно больше людей узнали о данном методе.
Lean Startup (бережливый стартап) — методология создания и управления стартапами, который был предложен предпринимателем и автором Эриком Рисом. Основная идея Lean Startup заключается в том, чтобы минимизировать риски и максимизировать эффективность, применяя принципы легкости и гибкости в процессе разработки продукта, о которых расскажу ниже.
Подробно про методологию сам автор описал в своей книге Lean Startup ("Бизнес с нуля" в русском переводе). Рекомендую к прочтению как стартаперам, так и опытным предпринимателям. Выделите на нее несколько часов и обязательно подробно ознакомьтесь с концепцией на примерах автора.
Итак, разберем этапы применение метода Lean Startup:
На первом этапе необходимо определить ключевые предположения о проблемах клиентов и решениях, которые ваш продукт может предложить. Какую ценность продукт может создать.
Разработка минимально необходимой версии продукта, которая решает основную проблему клиента, с базовым набором функций. Про MVP очень подробно писал в этой статье. В MVP не нужно делать все сразу и идеально. Важно сосредоточиться только на том, что позволит как можно скорее протестировать гипотезы и получить обратную связь от пользователей.
Внедрение MVP на рынок и начало сбора данных о взаимодействии пользователей с продуктом. Активное взаимодействие с клиентами, сбор обратной связи и изучение их поведения.
Измерение и анализ ключевых показателей эффективности (KPI) для понимания, как продукт взаимодействует с рынком. Оценка результатов тестирования гипотез и эффективности MVP.
Внесение коррекций в продукт на основе обратной связи и данных. Повторное тестирование изменений и непрерывное улучшение продукта.
Принятие решения о коррекции стратегии или продолжении текущего пути на основе результатов. Если после запуска и тестирования MVP, стало понятно что продукт не полностью решает проблему клиента или совсем ее не решает, то можно сделать поворот, переделать сам продукт, предложить решение другой аудитории и т.д. Подробно про Pivot это писал тут.
Если продукт успешен, масштабирование его в соответствии с потребностями рынка. Расширение продуктовых возможностей.
Повторение всего процесса Lean Startup для следующих итераций и новых идей.
Так же стоит упомянуть принципы концепции бережливого стартапа:
Lean Startup можно применять в любой отрасли и любой компании. Бережливый стартап может быть эффективной методологией не только для стартапов, но и для всех компаний, которые стремятся внедрить новые продукты, услуги или исследовать новые рыночные возможности.
Внедрение управления (менеджмента), готового к условиям неопределенности и внедрению инноваций.
Научный подход к стартапу. Постоянные эксперименты, проверка гипотез на практике, подкрепление фактами.
Применение метода Бережливый стартап подразумевает постоянный цикл тестирования, обучения и коррекции, чтобы обеспечить эффективное развитие продукта и максимальное соответствие потребностям клиентов. Задача воплотить идею с минимальными усилиями, проверить ее на потребителях и на основании показателей принимать решения о развороте или доработке и дальнейшем развитии текущей концепции.
Вести отчетность по показателям, критериям, метрикам, которые говорят об успешности той или иной гипотезы. Важно как можно быстрее проходить данный цикл и корректировать курс на основе показателей.
Методология Lean Startup направлена на эффективное использование ресурсов с целью создания ценности для конечного потребителя. Она основана на подходе «Создать-Оценить-Научиться». Суть заключается в том, чтобы начать с минимального продукта, затратив минимум усилий и бюджета, затем измерить результаты, проверить предположения, и, используя полученные знания, совершенствовать продукт. Этот цикл итераций помогает строить надежную бизнес-модель, исключая лишние затраты и улучшая продукт по мере необходимости.
Применяйте Lean Startup чтобы избежать бесполезных затрат времени и средств на создание продукта, который может не найти спрос на рынке.
📹 Видеоверсия записи
Подпишитесь на мой TG-канал
Айрат Заляев
© 2019-2024 azalyaev.ru. Все права защищены. Копирование материалов запрещено