MVP — что это? Почему стартапу нужен MVP

    18 Апреля 2023

    📖 Время на чтение ~ 7 минут

    Сегодня каждый IT-стартап сталкивается с такими проблемами как скорость и стоимость реализации, высокая конкуренция, поиск правильной бизнес-модели и самое главное нахождение соответствия продукта рынку, тот самый Product-Market Fit, когда ваш продукт попал в свой рынок (свою аудиторию) и пользователи за него платят.

    MVP в отличие от полностью сформированного продукта (видения проекта), может освободить основателей от необходимости разрабатывать весь продукт еще до того, как они узнают легко ли его создать, нужен ли их продукт клиентам и готовы ли за него платить.

    Что такое MVP и зачем он нужен?

    MVP (Minimum Viable Product) — минимально жизнеспособный продукт. Эрик Рис (американский предприниматель, пионер движения "Бережливый стартап") описал этот термин в 2011 году в своей книге «Бережливый стартап».

    Суть MVP — создать с минимальным количеством усилий тот продукт, который может работать с минимальным количеством функций, хорошо решая одну, самую важную проблему клиентов.

    Вместо долгой и дорогой разработки конечного продукта с большим набором функций и сценариев, которые возможно и вовсе не будут нужны, запускается версия с минимальным функционалом, но полностью передающим идею и ценность данного продукта. Благодаря этому MVP позволяет получить осмысленную обратную связь от пользователей и проверить гипотезу о необходимости продукта для потенциальных клиентов.

    Проведем простую аналогию

    Стартаперу пришла идея создать первый в мире автомобиль:

    Ситуация #1. Он пытается сразу создать идеальный автомобиль со всеми функциями и комфортом. Вытачивается каждая деталь, сначала создается идеальное колесо, затем подвеска и т.д. Тратится кучу времени и ресурсов, но результата нет, слишком сложная задача для создателя первого автомобиля.

    MVP

    Ситуация #2. Создается некое подобие автомобиля с колесами и кузовом, но которое уже способно перемещать человека из точки А в точку Б, то есть выполнять главную задачу. После демонстрации такого MVP, стартапер, получает обратную связь от пользователей о том, какие функции им необходимы и получает первые продажи. Благодаря качественной обратной связи и получаемым ресурсам, можно развавивать продукт дальше, добавлять функционал, комфорт и наводить красоту. Вот такими итерациями наш стартапер на базе MVP совершенствует свой продукт.

    MVP

    Примечание. В интернете нередко приводят в пример MVP картинку, где сначала создается велосипед, потом мотоцикл и только потом автомобиль.

    MVP

    Это в корне неверный пример. Так как тут с каждой итерацией меняется суть проекта и при создании новой версии приходится выбрасывать предыдущую, а не дорабатывать ее как в MVP. Данный пример больше подходит для описания пивота. О том что такое пивот подробно тут.

    Как понять что есть MVP в вашем продукте?

    Необходимо определить конкретную проблемы клиента, которую вы хотите решить. Одно или несколько основных проблем, которые будет решать ваш продукт на начальном этапе. При этом совсем не обязательно это решение должно полностью отражать видение будущего проекта. Оно может быть только одним из подмножеств этого видения. Помните, что вы можете разработать лишь небольшой объем функциональности для своего MVP.

    Вам нужно принять решения о том, какие ограниченные функциональные возможности включить в ваш MVP. Вы можете основывать эти решения на таких факторах, как:

    • Интервью с потенциальными потребителями (CustDev), какие функции наиболее запрашиваемые;
    • Конкурентный анализ, то чего нет у других, но нужно клиентам;
    • Скорость и затраты реализации той или иной функции.

    Примечание: Важно помнить — MVP должен быть жизнеспособным. Это означает, что он должен позволять вашим клиентам выполнять его задачу и обеспечивать высококачественный пользовательский опыт. Для вас это MVP, для пользователя работающий продукт, который ваша компания должна иметь возможность продавать.

    Примеры MVP на известных компаниях

    Если вам интересно, как это будет выглядеть на практике, давайте рассмотрим, как пара знакомых брендов запустили успешные MVP.

    • Facebook
      Facebook в 2004 году был разработан как внутренний сайт для общения студентов Гарвардского университета. Тогда профили пользователей содержали минимум информации, а сегодня Facebook является крупнейшей социальной сетью в мире стоимостью в $73 млрд.
    • Airbnb
      Не имея денег на создание бизнеса, основатели Airbnb использовали собственную квартиру для подтверждения своей идеи по созданию рынка, предлагающего краткосрочную одноранговую аренду жилья онлайн. Они создали минималистичный веб-сайт, опубликовали фотографии и другие подробности о своей собственности и почти сразу нашли нескольких платящих гостей.
    • Foursquare
      Социальная сеть Foursquare, основанная на местоположении, начиналась как MVP с одной функцией, предлагая только регистрацию и награды за геймификацию. Команда разработчиков Foursquare начала добавлять рекомендации, путеводители по городу и другие функции, пока не получила подтверждение идеи от нетерпеливой и растущей базы пользователей.

    Итог. Благодаря MVP:

    1. Сводится к минимуму время запуска проекта / тестирование идеи;
    2. Расходуется меньший бюджет, если гипотеза ошибочна;
    3. Обратная связь от пользователей уже в процессе создания продукта;
    4. Пользователи узнают о продукте раньше, формируется база первых клиентов.

    📹 Видеоверсия записи

    Подпишитесь на мой TG-канал

    Айрат Заляев

    Подписаться

    © 2019-2024 azalyaev.ruВсе права защищены. Копирование материалов запрещено