29 Августа 2023
📖 Время на чтение ~ 5 минут
SaaS (software as a service) — программное обеспечение как услуга, модель предоставления лицензии на программное обеспечение по подписке. Чаще всего — это облачное решение.
SaaS это когда клиент работает с готовым решением через браузер или по API. Оплачивает доступ и максимально быстро получает на руки готовый инструмент. С подобными решениями вы сталкиваетесь ежедневно. SaaS-сервисы используются для бухгалтерского учета, управления проектами, коммуникации с клиентами, CRM, системы аналитики, ERP и т.д.
Популярные российские SaaS сервисы: amoCRM, JivoSite, Getcourse, Tilda, Битрикс24, и т.д. На сегодняшний день SaaS модель самая популярная модель оплаты за онлайн сервисы. И вот почему вам стоит рассмотреть данную модель для своего стартапа:
Эта бизнес-модель позволяет клиенту оптимизировать издержки:
В отличии от коробочной версии:
Организовать подписную модель в техническом плане не сильно сложнее, чем стандартную модель оплаты и существуют готовые технические и платежные решения, которые подойдут для реализации MVP.
В SaaS - привлечение нового клиента, как правило, обходиться дороже, чем его платеж за подписку. И если продукт не оправдывает ожидания пользователей, они отказываются от подписки и затраты на маркетинг не окупаются. В SaaS проекте важно работать над показателем LTV, строить клиентский сервис и оказывать поддержку. В этом случае за счет регулярных платежей на протяжении долгого времени можно выйти на стабильную прибыль.
А дальше реинвестировать получаемый доход в дальнейшее развитие или привлекать инвестиции уже на рабочую бизнес модель для дальнейшего масштабирования.
Если вы запустили или только планируете запустить свой SaaS-проект, то вам точно нужно знать какие метрики необходимо отслеживать для успешного развития.
Метрики сами по себе ничего не дают: это лишь инструмент для принятия определенных решений. Однако, вооружившись точными данными, вы примете настолько взвешенное решение, насколько возможно.
Представим, что стоимость привлечения одного клиента (CAC) - 1500 рублей, месячный отток (Churn Rate) - 10%, а средняя выручка на одного клиента (ARPU) - 100 рублей.
Получаем то, что в среднем клиент пользуется сервисом 10 месяцев (1/10%). За десять месяцев он приносит выручку 1000 рублей. Учитывая, что стоимость привлечения 1500 рублей, каждый клиент приносит нам убыток 500 рублей. И это без учета себестоимости предоставления продукта.
Соответственно при таком раскладе ни о каком масштабировании и речи быть не может. Нужно работать с метриками, работать над уменьшением CAC и увеличивать ARPU.
В реальности конечно все будет гораздо сложнее и метрик может быть гораздо больше. Тут привел обязательный минимум, который должен отслеживать каждый SaaS проект.
📹 Видеоверсия записи
Подпишитесь на мой TG-канал
Айрат Заляев
© 2019-2024 azalyaev.ru. Все права защищены. Копирование материалов запрещено