Время на чтение ~ 6 минут
Сегодня каждый IT стартап сталкивается с такими проблемами как скорость реализации проекта, стоимость его разработки, высокая конкуренция, а также поиск правильной модели для решения задач пользователя и монетизации.
MVP в отличие от полностью определенного продукта, за которым следует водопадный тип управления продуктом, может освободить основателей от необходимости разрабатывать все до того, как они узнают, нужно ли это клиентам, легко ли это сделать или они готовы за это платить.
Что такое MVP и зачем он нужен?
MVP (Minimum Viable Product) — минимально жизнеспособный продукт. Эрик Рис описал этот термин в 2011 году в своей книге “Бережливый стартап”.
Суть MVP — создать с минимальным количеством усилий тот продукт, который может работать с минимальным количеством функций, хорошо решая одну, самую важную проблему клиентов.
Вместо долгой и дорогой разработки конечного продукта с большим набором функций и сценариев, запускается версия с минимальным функционалом, но полностью передающим идею и ценность данного продукта. Это позволяет получить осмысленную обратную связь от пользователей и проверить гипотезу о необходимости продукта для ЦА.
Проведем аналогию
Первобытному человеку необходимо создать средство передвижения:
Ситуация #1. Он сразу пытается создать автомобиль. Тратит кучу времени и ресурсов, но результата нет, слишком сложная задача для первобытного человека.

Ситуация #2. Он берет доску и прикручивает к ней четыре кругляка, получается что-то на подобии скейта. Это и есть его MVP. После демонстрации он получает обратную связь от пользователей о том, что для управления нужен руль. И вот скейт превращается в самокат. Он начинает обменивать самокаты на ресурсы, благодаря которым может работать дальше. Вот такими итерациями наш "первобытный стартапер" на базе MVP совершенствует свой продукт.

Как определить свой минимально жизнеспособный продукт?
Как понять что определить как MVP в вашем проекте?
1. Понять конкретные проблемы клиента, которые вы хотите решить
Одно или несколько основных проблем, которые ваш продукт будет решать пользователям на начальном этапе.
При этом не обязательно это решение должно полностью отражать видение будущего проекта. Оно может быть только одним из подмножеств этого видения. Помните, что вы можете разработать лишь небольшой объем функциональности для своего MVP.
Вам нужно принять решения о том, какие ограниченные функциональные возможности включить в ваш MVP. Вы можете основывать эти решения на таких факторах, как:
- исследование пользователей
- конкурентный анализ
- скорость реализации
- затраты на реализацию
2. Переведите цели в функциональность вашего MVP в план по разработке
Теперь, когда вы определи решения и остановились на ограниченной функциональности для своего MVP, пришло время воплотить это в план действий по разработке.
Примечание: Важно помнить о MVP — продукт должен быть жизнеспособным. Это означает, что он должен позволять вашим клиентам выполнять его задачу и обеспечивать высококачественный пользовательский опыт. Для вас это MVP, для пользователя работающий продукт, который ваша компания должна иметь возможность продавать.
Примеры MVP
Если вам интересно, как это будет выглядеть на практике, давайте рассмотрим, как пара знакомых брендов запустили успешные MVP.
Airbnb
Не имея денег на создание бизнеса, основатели Airbnb использовали собственную квартиру для подтверждения своей идеи по созданию рынка, предлагающего краткосрочную одноранговую аренду жилья онлайн. Они создали минималистичный веб-сайт, опубликовали фотографии и другие подробности о своей собственности и почти сразу нашли нескольких платящих гостей.
Foursquare
Социальная сеть Foursquare, основанная на местоположении, начиналась как MVP с одной функцией, предлагая только регистрацию и награды за геймификацию. Команда разработчиков Foursquare начала добавлять рекомендации, путеводители по городу и другие функции, пока не получила подтверждение идеи от нетерпеливой и растущей базы пользователей.
Uber
Приложение на старте только соединяло клиентов с водителями. Эта простота привлекла клиентов. А когда MVP продукта доказало состоятельность, появились остальные функции, вплоть до семейного профиля, планирования поездок и возможности разделения тарифа.
Итог. Благодаря MVP:
- сводится к минимуму время запуска проекта / тестирование идеи;
- расходуется меньший бюджет, если гипотеза ошибочна;
- обратная связь от пользователей уже в процессе разработки;
- пользователи узнают о продукте раньше, формируется база первых клиентов