Статьи

HADI-циклы. Метод тестирования гипотез

Простыми словами
HADI-циклы
Тестирование большого количества различных гипотез – ключевой элемент успеха стартапа. А для того, чтобы этот процесс был эффективен и систематизирован, есть специальный метод.

Что такое HADI-циклы?

HADI-циклы – это метод тестирования гипотез. С помощью HADI-циклов можно эффективно тестировать ту или иную гипотезу, систематизировав данный процесс.

HADI-циклы популярны среди маркетологов, продакт-менеджеров и основателей стартапов. Метод активно используются на начальном этапе развития стартапа при тестировании MVP, когда гипотез много, однако так же может быть применен и спустя годы деятельности кампании.

Структура HADI-цикла

Состоит из четырех блоков:

  • H (Hipothes) - Гипотезы, которые нужно проверить;
  • A (Action) - Действия, которые предпринимаются для проверки гипотезы;
  • D (Data) - Данные, которые собираются в ходе тестов;
  • I (Insights) - Выводы, которые формулируются на основе полученных данных.
HADI-циклы
Структура HADI-цикла

Как работать с HADI-циклами?

H - Гипотезы (Hipothes)

В этом блоке формируются гипотезы, которые нужно проверить.
Гипотеза – предположение, которое требует доказательств.
Наша задача сформулировать предположения, которые мы будем проверять. Гипотезы могут быть как серьезными, затрагивающими целиком продукт, так и маленькими, которые меняют какую-то незначительную часть.

Гипотеза должна предполагать действия для проверки, четкие метрики для измерения результатов и возможности формулирования выводов на базе полученных данных.

A - Действие (Action)

После того, как сформировали гипотезы, нужно их проверить.

Необходимо определить что делаем для проверки гипотезы и с помощью каких инструментов.

D - Данные (Data)

После совершения действий по проверки гипотезы нужно собрать результаты.

I - Выводы (Insights)

Выводы, которые формулируются на основе полученных данных. Необходимо проанализировать полученные результаты и сделать выводы подтвердилась гипотеза или нет.

Примеры

Вот несколько примеров заполнения гипотез по HADI
Пример заполнения гипотез по HADI

Несколько советов

Как правильно формировать гипотезы?

Рекомендуется применять технику S.M.A.R.T:

  • Specific — конкретная. Формулировка должна быть конкретной;
  • Measurable — измеримая. Результат должен быть измеримый;
  • Achievable — достижимая. Результат должен быть достижимый;
  • Relevant — значимая. Гипотеза должна вести к цели проекта и иметь смысл;
  • Time bound — ограниченная во времени. Проверить гипотезу за конкретный промежуток времени.

Что делать если гипотез много?

Если гипотез относительно одной тестируемой части много, например, вы хотите увеличить конверсию сайта, но не понятно что именно лучше сработает, то можно воспользоваться таблицей приоритезации. Распределить гипотезы по ожиданиям, вере и сложности реализации и начинать с того, где эффект и вера выше, а сложность ниже.
Приоритезация гипотез HADI
Таблица приоритезации гипотез по HADI

Одна гипотеза на одну метрику

Ошибкой будет единовременное тестирование двух и более гипотез влияющих на одну метрику. Так как не возможно будет понять какая из гипотез повлияла на результат положительно, а какая нет.

Шаблон HADI

Подготовил шаблон HADI-циклов + шаблон приоритезации гипотез в удобном формате для быстрого начала работы с гипотезами. С примерами. Файл в формате XLS / Google Sheets.

Получить шаблон

Итог

HADI-циклы представляют собой неотъемлемый инструмент для тестирования гипотез. Метод позволяет мыслить не на базе собственно мнения или мнения членов команды, а на предположениях, которые сразу подкрепляются фактами, что, в свою очередь, может сыграть решающую роль в развитии стартапа.

Применяйте советы из материала, выдвигайте гипотезы и проверяйте, ведь только так можно прийти к желаемым целям.